Контролирует пенсионный фонд рф. Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды. Законодательно закрепленные нормы контроля

Оригинал этого материала
© Forbes.ru , 19.11.2013, Пенсионный передел: четверть рынка НПФ сменила владельцев

Елена Зубова

[...] Сейчас НПФ имеют статус некоммерческих организаций, у них есть учредители, но как бы нет бенефициаров. Кто является реальным владельцем фонда, не всегда понятно, так как учредители и фактические владельцы зачастую совершенно разные организации. Как переходят права собственности? У каждого фонда есть компания-администратор, ее вместе с правами, определяющими условия деятельности НПФ, и покупает новый владелец. При этом настоящие собственники фонда не несут никакой ответственности в случае его убытков и банкротства.

«Прежние владельцы начали массово избавляться от НПФ, ведь денег, которые нарисованы на бумаге, на самом деле в фондах нет», - говорит источник в правительстве. Покупателей достаточно. Один из них рассказывает, что после неудачных инвестиций и кризиса 2008 года дыры в балансах НПФ могут достигать 10% (в совокупности 100 млрд рублей), но проблемы учитываются в цене. С учетом корректировки она часто снижается в два-три раза, до 5% от стоимости имущества.

По такой цене в сентябре 2013 года компания United Capital Partners (UCP) финансиста Ильи Щербовича купила у «Норильского никеля» его корпоративный НПФ (имущество фонда - $1,7 млрд), переименовав его в «Наследие».

«Норильский никель» официально сообщил, что сумма сделки составила $85 млн. Непокрытый убыток - 600 млн рублей, годом ранее - 2 млрд рублей. Основные потери фонд понес во второй половине 2008 года, когда его совет возглавляла нынешний вице-премьер Ольга Голодец. [...]

Как финансисты используют пенсионные деньги? Недавно «Лукойл-Гарант», например, купил 8,8% акций самой ФК «Открытие». Пенсионные средства купленных НПФ размещены на депозитах в нескольких дочерних банках ФК «Открытие»: резервы - в «Петрокоммерце», накопления - в Номос-банке и в Ханты-Мансийском банке. В целом «Лукойл-Гарант» держит на депозитах 70-80% от суммы пенсионных накоплений, что составляет 28% всех пенсионных накоплений россиян, размещенных в банках.

Одна из значительных статей в балансах банков ФК «Открытие» - операции со связанными сторонами. По данным агентства Fitch Ratings, Номос-банк в 2012 году выдал своим акционерам кредиты на 26 млрд рублей, еще 53 млрд рублей - это финансирование проектов, связанных с группой ИСТ и их партнерами, - девелопмент и скупка акций крупных корпораций. В 2013 году объем этих операций и риски по ним выросли, констатирует Fitch. Присутствие на пенсионном рынке - один из стратегических приоритетов корпорации, заявили в пресс-службе «Открытия». Корпорация отказалась комментировать использование пенсионных денег для поддержки проектов акционеров.

Инвестиции в бизнес учредителей НПФ связаны с повышенным риском и должны быть ограничены, считают в Генпрокуратуре. Пример - инвестиции «ДСК-1 и Компания», которая с нарушением закона за счет имущества учрежденного НПФ «Надежда» на 462 млн рублей финансировала собственный строительный бизнес (материалы проверки есть у Forbes).

Другой фонд, НПФ «Семейный», вложил большую часть из 364 млн рублей пенсионных резервов в недвижимость через векселя аффилированных с учредителями структур через управляющую компанию, не имеющую лицензии. У самого фонда лицензия был отозвана в 2012 году, оставшихся в нем денег, возможно, хватило бы на пенсионные выплаты только по номиналу сделанных взносов, но реестр с данными клиентов отсутствует. [...]

"Газфонд" нашел способ оставить бенефициаров в тени

Оригинал этого материала
© "Коммерсант" , 04.06.2015

Тайное становится номинальным

Мария Яковлева

В негосударственных пенсионных фондах (НПФ) готовятся к вступлению в силу положений закона, требующих раскрытия реальных владельцев НПФ. С начала следующего года все фонды, работающие с накоплениями граждан, не имеют права числить среди владельцев некоммерческие структуры (НКО). Таким образом, схема, при которой НПФ разделяется на два и один из них, существующий в форме НКО, является 100-процентным владельцем второго, станет невозможной. Однако "Газфонд пенсионные накопления" и еще несколько фондов нашли способ и соблюсти требование закона, и не раскрыть при этом конечных бенефициаров НПФ.

Бенефициары нескольких крупных фондов, работающих с пенсионными накоплениями, могут так и остаться неизвестными. О том, что фонды с накоплениями, акционерами которых формально являются некоммерческие НПФ, готовятся сменить структуру владения, "Ъ" писал 27 марта . Однако подробностей тогда не было. Вчера же гендиректор НПФ "Газфонд пенсионные накопления" (единственным акционером которого является некоммерческий НПФ "Газфонд") Андрей Кокин сообщил, что рассматривается вариант, при котором акционером НПФ станет коммерческая организация, являющаяся "дочкой" некоммерческого "Газфонда". "Мы обсуждаем эту схему с Банком России",- уточнил он. Также господин Кокин напомнил: в законе не указывается, что владельцем коммерческой структуры–акционера НПФ не может быть некоммерческая организация.

До 2014 года все НПФ были некоммерческими организациями и официально владельцев не имели, то есть понять, кто контролирует фонд, можно было лишь по косвенным признакам. Реформирование пенсионной системы осуществлялось в том числе с целью достижения прозрачности ее участников. Первоначально фонды, работающие с накоплениями, должны были акционироваться и раскрыть владельцев любой юридической формы. На этом этапе несколько фондов разделились - выделили фонд с пенсионными накоплениями и преобразовали его в АО, в качестве 100-процентного владельца указав некоммерческий НПФ (обычно в нем находятся пенсионные резервы). По этому принципу акционировались такие фонды, как "Газфонд" (с выделением НПФ "Газфонд пенсионные накопления"), "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Сургутнефтегаз", "Нефтегарант", "Согласие", "Социальная защита" (с выделением НПФ "Сибирский капитал"), "Атомгарант". Но, согласно п. 5 ч. 1 ст. 19 закона о гарантировании прав застрахованных лиц, вступающей в силу 1 января 2016 года, НПФ признается соответствующим требованиям системы гарантирования, если его акционерами являются физические или юридические лица, созданные в форме хозяйственного общества. То есть некоммерческих структур (например, некоммерческих пенсионных фондов) в составе акционеров такого НПФ со следующего года быть не может.

По словам исполнительного директора НПФ "Сургутнефтегаз" Руслана Габдулхакова, в настоящий момент менеджмент фонда обсуждает различные варианты смены структуры владения. "Это акционирование некоммерческого НПФ, или продажа фонда с накоплениями, или смена акционера–некоммерческого НПФ на структуру вроде закрытого паевого инвестиционного фонда,- уточнил он.- Вопрос в том, как будет смотреть регулятор на каждый из вариантов". В НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" вопрос со сменой структуры акционеров не решен. В "Нефтегаранте" сообщили лишь, что "в установленный срок фонд реализует необходимые мероприятия в полном соответствии с требованиями действующего законодательства". Впрочем, по словам руководителя крупного НПФ, "вариант, аналогичный идее "Газфонд пенсионные накопления", рассматривают еще минимум два фонда".

Эксперты не уверены, что такая схема раскрытия акционеров в полной мере устроит регулятора. "Нужно понимать, что хотел бы увидеть ЦБ. Да, с точки зрения соблюдения буквы закона все в порядке. Но, вероятно, такая система не соответствует духу закона: предполагалось, что все фонды, работающие с накоплениями, покажут, кто является бенефициаром и получает выгоду от ведения пенсионного бизнеса",- считает гендиректор консалтинговой компании "Пенсионный партнер" Сергей Околеснов.

В Банке России вчера не ответили на запрос "Ъ".

Понимание системы управления Пенсионного фонда РФ даёт самое лучшее представление о его работе в масштабах всей страны и задачах, которые перед ним стоят. На основе официального отчет а ПФР о своей деятельности за 2017 год рассказываем, из чего состоит данная система.

Чем занимается Фонд

Пенсионный фонд России (он же – ПФР) – это один из трех созданных государством внебюджетных фондов (+ ФСС, ФФОМС), на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в нашей стране.

Что касается ПФР, то он выступает в роли госстраховщика по обязательному пенсионному страхованию – ОПС. Координирует его деятельность Министерство труда и социальной защиты России.

Основа системы управления ПФР – это направления его деятельности. Они следующие:

  • учет прав граждан по ОПС, пенсионному и социальному обеспечению от государства;
  • назначение и выплата пенсий по ОПС и пенсионному обеспечению от государства;
  • назначение и финансирование соцвыплат;
  • формирование, назначение и выплата средств пенсионных накоплений;
  • ведение госпрограмм по материнскому капиталу и софинансированию добровольных пенсионных накоплений;
  • субсидирование социальных программ регионов;
  • международное сотрудничество по вопросам пенсионного и социального обеспечения;
  • информационно-разъяснительная работа.

Персонал Фонда

Функционирование системы управления Пенсионным фондом РФ было бы невозможно без квалифицированных сотрудников. Интересно, что статуса госслужащих у них нет.

На 2018 год в системе Пенсионного фонда трудится порядка 108,8 тысяч человек. Возраст большинства специалистов (62%) – от 30 до 50 лет.

88% сотрудников Фонда с высшим образованием. Почти половина служит в ПФР более 10 лет. Абсолютное большинство работников Фонда – женщины.

В течение 2017 года ПФР взял на работу 17,3 тыс. человек. В рамках совершенствования системы управления Пенсионным фондом России штат в итоге сократился на 10% в связи:

  • с оптимизацией структуры управления;
  • передачей функции по администрированию страховых взносов в Налоговую службу.

Участники пенсионной системы

Ещё один необходимый элемент системы организации ПФР – её участники.

Масштабы деятельности

По географии Пенсионный фонд функционирует:

  • на территории всей России;
  • на Байконуре;
  • в Казахстане.

Подразделения Фонда есть во всех крупных населенных пунктах страны. На 2018 год он насчитывает порядка 2,46 тыс. подразделений.

Информационная среда

В рамках системы управления деятельностью Пенсионного фонда формируются специальные базы данных:

  1. Со сведениями о пенсионных и социальных правах всех россиян.
  2. Иностранцев, зарегистрированных в системе ОПС.

В 2017 году усовершенствованная информационная система АИС ПФР – 2 позволила:

  • повысить эффективность деятельности территориальных органов Фонда по всей стране;
  • улучшить качество и сроки оказания гражданам госуслуг.

Госпрограммы

Пенсионный фонд ведет 2 общенациональные программы.

Современное российское законодательство позволяет работающим гражданам хранить свои пенсионные отчисления не только в структурах ПФР, но и в негосударственных пенсионных фондах.
Первые организации такого рода появились в России еще в 90-х годах прошлого столетия. Добро на их создание дал президентский указ №1077, подписанный гарантом конституции 16 сентября 1992 года. Документ приобрел силу закона на основании чрезвычайных полномочий, которыми наделили главу государства на время проведения интенсивных экономических реформ. В рамках этого этой программы в последующие два года было учреждено почти 350 различных организаций, в той или иной степени относящихся к негосударственным пенсионным фондам. До конца 1996 года на ведение некоммерческой деятельности с пенсионными накоплениями граждан было выдано всего 26 разрешений. Эти документы регламентировали работу НПФ и позволяли им: формировать активы через привлечение денежных средств юридических лиц; передавать полученные средства компаниям, специализирующимся на управлении активами; осуществлять в течение длительного времени или пожизненно регулярные денежные выплаты любым категориям граждан. К началу 1998 года разрешительные бумаги на такой род деятельности получили уже 252 структурных организации и в течение последующих 10 лет эта цифра практически не изменялась.
С середины 2008 года количество НПФ начало резко сокращаться. Часть субъектов самоликвидировались в результате банкротства, а мелкие компании пошли на слияние с более крупными за счет изменений в действующем законодательстве.
Весной 2016 года российское правительство под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева уделило очень много внимания рассмотрению законопроекта, обязывающего акционеров НПФ в полном объеме компенсировать финансовые убытки, причиненные клиентам. «Если в результате проверки будет установлено, что количество денег на клиентских счетах снизилось из-за неразумного инвестирования, проведенного в интересах третьих лиц, все потери акционерам фонда придется восстановить. Это убережет управляющих делами от пагубного желания использовать доверенные финансы в целях личного обогащения» - выступая перед министрами, заявил г-н Медведев и порекомендовал как можно быстрее проработать документ с экспертами и внести на рассмотрение в Госдуму. «Мы должны всеми возможными средствами защитить людей, доверивших свои страховые и пенсионные накопления частным инвесторам и негосударственным фондам. А этот закон станет эффективным инструментом контроля за нечистыми на руку финансистами» - заметил премьер-министр. Слова главы правительства были приняты к сведению, и рабочая группа взялась за проект с удвоенной силой.
Каждый негосударственный пенсионный фонд находится под пристальным контролем различных проверяющих органов. Ежегодно финансовую деятельность организации тщательно изучают Федеральная налоговая служба, Департамент общих коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ РФ, главный офис ПФР и государственная счетная палата. Кроме того, бухгалтерские отчеты обязательно просматривают на соответствие независимые актуарий и аудитор. Один раз в квартал проверки проводят налоговая служба РФ и служба БР, курирующая финансовые рынки. Раз в неделю состояние дел в негосударственной структуре изучает ПФР, а ежедневно – представитель специального депозитария. Каждая из этих служб составляет собственный отчет и подает его фискальным органам со своими замечаниями и пожеланиями. На основании этих данных лицензию на деятельность организации продлевают или аннулируют.
Список российских негосударственных организаций, предоставляющих гражданам услуги по управлению страховыми пенсионными накоплениями, велик и обширен. Но и в этом многообразии всевозможных структур и компаний существует свой собственный рейтинг, определяющий лучших представителей отрасли. В первую пятерку входят самые эффективные по доходности и надежности предприятия.
НПФ «Сбербанк» Имеет высокий уровень прибыльности, большой опыт в разнообразных финансовых операциях, мощную базовую основу в виде крупного госпредприятия (Сбербанка России) и наивысший предельно возможный уровень надежности (ААА). В этом фонде хранят свои сбережения более 4 миллионов человек, а число клиентов, заключивших договор ОПС, превышает 1 миллион.
НПФ «Промагрофонд» Не слишком крупный, но чрезвычайно популярный фонд с активно растущей клиентской базой. С момента основания не имеет глобальных финансовых проблем, не терпит убытков и стабильно демонстрирует высокую доходность инвестиций.
НПФ «Газфонд» Среди конкурентов выделяется чрезвычайно высоким процентом доходности. Относительно легко пережил самые сложные моменты кризиса и сумел сохранить за собой лидерские позиции на рынке финансовых услуг. Пользуется доверием у граждан и регулярно проводит все необходимые выплаты.
НПФ «Лукойл» Один из самых старых фондов России. Учрежден в 1994 году, а с 2006 года имеет бессрочную лицензию на ведение деятельности. Содержит отделения в 80 российских городах 54 региональных округов. В 2011 году совершил поглощение трех более мелких фондов, тем самым увеличив долю капитала и расширив географию присутствия на территории государства.
НПФ «Гефест» Образован в 1993 году и с 2004 года работает по бессрочной лицензии. Надежный, доходный, с хорошим инвестиционным портфелем. Имеет филиалы в различных федеральных округах и предоставляет гражданам широкий спектр услуг по приумножению пенсионных накоплений.
Эти фонды ежегодно входят в рейтинг самых популярных и востребованных, не имеют проблем с фискальными органами и в течение многих лет четко выполняют все взятые на себя обязательства.


Федерального закона, а также законодательства Российской Федерации; 15) рассматривает жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона; 16) привлекает фонды, а также их должностных лиц к административной ответственности в порядке, установленном федеральным законом; 17) обращается в суд с требованием о ликвидации юридических лиц, осуществляющих деятельность, предусмотренную настоящим Федеральным законом, без соответствующих лицензий, а также с иском в защиту интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц в случае нарушения их прав и законных интересов, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 17.1) назначает временную администрацию в случаях, установленных федеральными законами; (пп.

Кто контролирует негосударственные пенсионные фонды

Помимо этого, его сотрудники контролируют своевременное получение страховых взносов и то, насколько правильно впоследствии эти средства используют. Трудовой пенсией называют выплату денежных средств, компенсирующую нуждающимся людям зарплату, которую в силу серьезных причин они не получают.

Внимание

В Российской Федерации различают несколько видов подобных платежей. Давайте рассмотрим их более подробно:

  • Трудовая пенсия по возрасту (старость).

Право на такие выплаты имеют женщины, которые достигли 55 лет, и мужчины в возрасте от 60 лет. Начисляются средства лишь в том случае, если страховой стаж составляет не менее пяти лет.

  • Трудовая пенсия в связи с заболеваниями (инвалидность).
  • Трудовая пенсия из-за потери основного кормильца.
  • Структура Пенсионного фонда РФ Главным в структуре Пенсионного фонда является Правление.

    Как работает пенсионный фонд? структура и управление пенсионного фонда рф

    Именно благодаря им создается все больше и больше отделений. Лидирующую роль играют специальные взносы и налоги. Их размер устанавливается согласно действующему законодательству.

    Наиболее крупные расходы приходятся на выплаты пособий. Эта цифра настолько велика, что иногда управление Пенсионного фонда задается вопросом о том, откуда брать средства.
    Основным источником денег являются страховые взносы. Каждый месяц работодатели должны выплачивать фиксированную сумму в зависимости от размера заработной платы рабочего.


    Уплата этих средств носит строгий характер. В том случае, если организации уклоняются от выплат, Пенсионный фонд облагает эту сумму пеней и все равно взыскивает ее. Причины же нарушения не выясняются, так как роли не играют. Пеня начисляется за каждый календарный день.

    Инфо

    Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Банк России действует в соответствии с настоящим Федеральным законом.


    (п. 2 в ред.

    Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1. При осуществлении своих функций уполномоченный федеральный орган принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, определенной настоящим Федеральным законом и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

    (п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ) 3. При осуществлении своих функций Банк России: (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ) (см.

    • расчет пенсионных выплат и их перечисление.

    Важно

    Важно! Формированием исполнительного органа занимается исключительно Совет Фонда. Причем первый может иметь достаточно большой круг полномочий.


    Иногда создаются инспекции, в функции которых входят:
    • продление или прекращение лицензии;
    • регистрирование пенсионных правил;
    • установка нормативов, касающихся пенсионных резервов фонда;
    • контроль надо тем, как размещаются резервы;
    • разработка методической и нормативной документации;
    • обозначение времени, за которое должны быть сданы отчеты.

    Смотрите также Негосударственные пенсионные фонды: рейтинг доходности 2017 Законодательно закрепленные нормы контроля Негосударственный пенсионный фонд – значение, правовое регулирование, функции – это действительно крайне важные моменты, о которых нужно знать в подробностях.
    Министерство финансов Российской Федерации; — в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений в части осуществления деятельности по контролю за соблюдением Пенсионным фондом Российской Федерации законодательства Российской Федерации о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений, за исключением функций по контролю за Пенсионным фондом Российской Федерации, которые Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» отнесены к функциям Центрального банка РФ, является Министерство труда и социальной защиты РФ. Функции первого в части контроля за деятельностью ПФ РФ установлены Федеральным законом от 24.07.2002 N 111-ФЗ , функции второго — Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 739 .

    Оно же руководствуется действующим законодательством, а также принятым бюджетом на текущий год. Начальник Пенсионного фонда (глава Правления) – Антон Дроздов.

    Этот человек является заслуженным деятелем Российской Федерации. Проблемы Пенсионного фонда из-за экономического кризиса и других причин Из-за кризиса 2008 года Пенсионный фонд перестал делать некоторые выплаты.

    Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации, были приняты соответствующие меры. Хоть и удалось преодолеть дефицит средств, но в 2009 году возникла та же проблема, но в меньшей степени. В 2010-2011 гг. происходит то же самое. Каждый отдел Пенсионного фонда пытался помочь рационально решить проблему и побороть действие кризиса. Из-за того, что возрастает количество тех людей, которым необходимо выплатить пособия, несбалансированность Пенсионного фонда и отсутствие гармонии приводит к остроте данного вопроса.

    Для того чтобы нейтрализовать сложившиеся проблемы, государство ежегодно увеличивает количество средств, перечисляемых в описываемое учреждение. Усилена связь с налоговой службой и организацией по сбору взносов. Рассматривая, как работает Пенсионный фонд, нужно сказать, что в 2010 году был сделан переход на страховые принципы в сфере выплат социальных средств. Единый налог заменили специальными платежами. Это помогло выровнять работу фонда, урегулировать ее, повысить эффективность.

    Сейчас в России работает пенсионная система накопительного типа. Она позволяет регулировать накапливаемые в будущем средства, которые будет получать человек в старости.

    Размер выплат напрямую зависит от того, как долго работал сотрудник, и честно ли его работодатель производил ежемесячные платежи. Это позволяет снизить расходную часть.
    В их компетенцию входит:

    • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
    • изменение и утверждение документации;
    • направление инвестиционной политики;
    • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
    • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

    Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год. Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т. к. и те, и другие являются органами высшего управления. Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц.

    В выходные отделение закрыто. Перерыв длится с 12:30 до 13:15. Телефон Пенсионного фонда можно узнать на официальном сайте.

    • На Панфилова, 7 в Химках находится Управление № 5.

      Его график мало отличается от описанного выше. Разве что обед длится с 13 до 14 часов. В пятницу рабочий день сокращен – в 16:45 двери закрываются.

      Телефон Пенсионного фонда можно найти на стенде в вестибюле.

    • На Енисейской, 2 расположилось Управление № 6. График работы учреждения такой же, как и у отделения № 5.

      Обед длится 45 минут – с 13:00.

    Итоги Как можно заметить, структура Пенсионного фонда несложная и вполне поддается пониманию. Следует сказать, что достаточно важным является то, насколько часто и честно современное поколение уплачивает все необходимые взносы. Поэтому очень важна белая зарплата, ведь на нее не влияет поступление средств в бюджет страны.
    Таким образом, то, что выплачивает работодатель, не идет на пособия другим пенсионерам в данной точке времени. Эти деньги суммируются, а когда пенсионер перестает работать по достижению определенного возраста, выплачиваются в фиксированном размере. Накопительная система считается достаточно удобной, особенно в сравнении с распределительной. Это связано с тем, что те деньги, которые выплачиваются человеку на пенсию, являются его собственностью, а не государства.

    Данный аспект повышает надежность системы. Накопительная схема позволяет приводить экономику в норму, что является одной из задач Пенсионного фонда. Управление Пенсионного фонда Москвы Управление расположилось возле одной из веток метро.

    Речь идет о Юго-Западной. Это отделение является главным в Москве и Московской области, поэтому тут принимают граждан с вопросами, на которые районные и городские учреждения ответить не в состоянии.

    На самом деле даже в молодом возрасте стоит задумываться о будущей пенсии. Ведь потом, в старости, уже будет сложно что-то изменить.

    Так вот, в настоящее время в нашей стране существует огромное количество негосударственных пенсионных фондов, которые наперебой предлагают гражданам свои услуги. Но стоит ли им доверять? Какие государственные органы контролируют НПФ и почему контроль так важен.

    Для чего необходим государственный контроль над деятельностью НПФ

    Практически все НПФ управляются так называемым Советом Фонда. В его состав входят исключительно учредители. В их компетенцию входит:

    • деятельность организации и связанные с ней важные вопросы;
    • изменение и утверждение документации;
    • направление инвестиционной политики;
    • разработка плана работы на будущий год, закрытие и отчетность по прошедшим 12 месяцам;
    • принятие решения о назначении исполнительных органов, а также формирование Совета.

    Стоит сказать, что на первых порах Совет собирается примерно раз в 30 дней. При нормальном функционировании, собрания сокращаются до 1 раза в год. Очень часто Совет сравнивают с собранием акционеров. И нужно сказать, что такое сравнение вполне уместно, т. к. и те, и другие являются органами высшего управления.

    Конечно же, организацией должен кто-то управлять. В большинстве случаев эту функцию поручают специально назначенному органу исполнения. Он может быть выражен как в одном человеке, так и в группе лиц. Его функционал заключается в следующем:

    • организация рабочего процесса;
    • заключение сделок с контрагентами;
    • отбор работников и заключение с ними трудовых договоров;
    • контроль работы управляющего персонала;
    • расчет пенсионных выплат и их перечисление.

    Важно! Формированием исполнительного органа занимается исключительно Совет Фонда. Причем первый может иметь достаточно большой круг полномочий.

    Иногда создаются инспекции, в функции которых входят:

    • продление или прекращение лицензии;
    • регистрирование пенсионных правил;
    • установка нормативов, касающихся пенсионных резервов фонда;
    • контроль надо тем, как размещаются резервы;
    • разработка методической и нормативной документации;
    • обозначение времени, за которое должны быть сданы отчеты.

    Законодательно закрепленные нормы контроля

    – значение, правовое регулирование, функции – это действительно крайне важные моменты, о которых нужно знать в подробностях.

    Негосударственный пенсионный фонд – его правовое регулирование со стороны государства четко прописано в Законе №75-ФЗ. НПФ, в соответствии с законодательством, является некоммерческой организацией. К видам его деятельности можно отнести:

    • деятельность, связанная с негосударственным пенсионным обеспечением, предусмотренная заключенными договорами с участниками фонда;
    • выступление в роли страховщика, по договорам «Обязательного пенсионного страхования»;
    • страховая деятельность по профессиональному страхованию пенсии.

    Обратите внимание! Учредители не имеют право на распоряжение имуществом фонда!

    НПФ несет ответственность за все имеющееся у него имущество. Как только он проходит государственную регистрацию права, ему тут же присваивается статус юридического лица. Учредительным документом является устав, который принимается учредителями фонда.

    Негосударственный пенсионный фонд, значение, регулирование, функции полностью подпадают под ст.8 Закона 75-ФЗ. Итак, к функциям можно отнести:

    • разработка правил, по которым будет осуществляться деятельность организации;
    • заключение различного типа соглашений, относящихся к пенсионной системе;
    • аккумулирование взносов и накоплений;
    • отслеживание негосударственных пенсионных счетов;
    • сопровождение счетов накопительной части трудовой пенсии;
    • обеспечение имуществом, которое необходимо для нормального функционирования уставной деятельности.

    Список государственных органов, контролирующих деятельность НПФ

    Начать стоит с вопроса о том, какие органы контролируют НПФ. Все они делятся на типы, а именно:

    • госконтроль;
    • внешний контроль;
    • общественный;
    • внутри организации;
    • со стороны клиентов.

    Какие государственные органы осуществляют контроль за НПФ:

    • ПФР РФ;
    • Министерство финансов РФ;
    • Минздравсоцразвития РФ;
    • Банк России.

    Скорее всего, вы не один раз сталкивались с такими понятиями, как «социальный» и «экономический» блок. Так вот ПФР и Минздравсоцразвития входят в состав первого, а Минфин и Банк России – во второй.

    Если брать период до 2013 года, то контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляли следующие организации:

    • Министерство труда и социальной защиты;
    • Министерство финансов;
    • ФСФР.

    Стоит сказать, что Центробанк проводит проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к лицензии, а также следит за тем, чтобы фонд соблюдал действующее законодательство, что же касается фондов, то они в обязательном порядке, каждый месяц, квартал и год предоставляют специализированным органам необходимую отчетность.

    Правовое регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов внешне осуществляют:

    • специально предназначенный депозитарий;
    • независимый эксперт в области аудита;
    • независимый актуарий.

    Общественный контроль

    Все вышеперечисленные организации имеют право только на передачу информации о выявленных нарушениях в государственные органы. Последние же уже могут принять соответствующие меры.

    Кто осуществляет контроль над негосударственным пенсионным фондом, в принципе, практически понятно. Есть еще некоторые моменты, о которых стоит поговорить. Общественным контролем заведует Попечительский совет НПФ. Его создание необходимо для того, чтобы можно было контролировать действия фонда, и тем самым защищать интересы клиентов.

    Отдельно нужно отметить тот момент, что, начиная с 2014 года, требования, предъявляемые к отчетности НПФ, стали более жесткими. Данные меры были приняты, конечно же, не просто так. Первой причиной является достаточно сложная экономическая ситуация. Вторым фактором влияния оказались отрицательные показатели накоплений в кризисный период 2008 года. Банк России на постоянной основе напоминает данным организациям о том, что хоть они и занимаются некоммерческой деятельностью, но, тем не менее, выполняют социально-значимую задачу для всей страны в целом.

    На сегодняшний день наблюдается положительная тенденция в области негосударственного пенсионного страхования. Все дело в том, что контроль над деятельностью осуществляется только одним органом, и это действительно правильное решение.

    В заключение

    Теперь вы знаете, какие органы контролируют НПФ. Конечно же, каждый житель нашей страны вправе самостоятельно решать, где именно ему размещать свои пенсионные накопления.

    Тем не менее, в настоящее время государство гарантирует защиту вкладчиков от мошенничества со стороны НПФ на достаточно большой промежуток времени. Поэтому люди вновь могут поверить органам власти и своему государству в целом, убедившись, что их будущая пенсия в надежных руках.

    Просмотров