Двойной орарь. Орарь. Последовательный порядок награждения

Здравствуйте уважаемые!
Вчера мы с Вами начали говорить об институте диаконов в Русской Православной Церкви:
Сегодня предлагаю с этой темой закончить:-)
Итак...
3 атрибута, по которым можно узнать дьякона , и которые даются ему при хиротонии , это поручи, орарь и репиды.

Произошли от греческого слова ριπιδιον —веер и представляют собой особую церковную утварь в виде металлического или деревянного опахала на большой ручке и служат для определённых литургических действий. Форма бывает круглой, овальной или квадратной, обычно с изображением серафимов. Символически обозначают ангельские силы, о которых мы с Вами уже говорили вот тут вот, если интересно:

Поручи - это особого вида нарукавники, предназначенные для стягивания рукавов подрясника. Сделаны они в виде широких полос, которые стягиваются на внутренней стороне шнуром, а на внешней обязательно имею изображение креста. Аллегорически обозначают узы Христа.


Поручи

Наконец орарь - это длинная узкая лента, которая закрепляется диаконом на левом плече, так что один конец спускается на грудь или ниже, а другой на спину почти до самого пола. Символизирует орарь , как это не странно ангельские крылья.

Диакон с орарем

Часто можно видеть, что на диаконе надето 2 ораря особым способом - один, так как я описал выше, а второй от левого плеча к правому бедру. На таком двойном ораре вышито 7 крестов. Ну, так вот - это награда диаконам за беспорочную службу и обычно даруется через 5 лет служения. Но о наградах мы еще упомянем с вами чуть-чуть позднее.

Двойной орарь

Кроме вышеуказанных 3 атрибутов диакона нужно упомянуть и еще об одном виде одеяния, которое обязательно для всех священнослужителей (да и для многих церковнослужителей) при проведении священнодействий - о стихаре . Если ряса и подрясник, о которых мы с вами говорили ранее, одеваются в повседневной жизни, то стихарь обязателен для богослужений.

Стихарь диакона
диакона представляет собой длинную тунику с широкими рукавами и разрезами от подмышек до низа, скреплёнными пуговицами. Он надевается поверх подрясника и символизирует одежду спасения, отчего и шьётся из материи светлых или ярких тонов. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют рану в ребре Иисуса Христа, а плечи, если они сделаны из материи другого цвета - язвы от его бичевания. носится поверх стихаря.

Иеродиакон Сретенского монастыря Серафим.

С диаконом вроде бы разобрались. А кто такие иеродиаконы и прочие чины, которых я упомянул ранее. Тут все просто. Иеродиакон (или черный диакон)- это монах в чине диакона, который также помогает священнику (иеромонаху), но в монастыре. Протодиакон - это главный диакон в епархии, титул который дается обычно за 10-15 лет беспорочной службы и (или) за особые заслуги перед Церковью. В армии дается медалька, а вот в церкви вариант награждения вот такой вот.

Протодиакон Николай Попович

В протодиаконы часто выбираются люди с хорошим голосом и идеальным слухом, так как пение оных должно услаждать слух, как клира, так и мирян. Отличает протодиакона особый орарь , отличающийся от двойного наличием девяти (а не семи) крестов и слов «Свят, свят, свят » и богатой вышивкой. К протодиакону следует обращаться «Ваше высокоблаговестие».

Протодиаконский орарь

Самым известным протодиаконом РПЦ ныне является небезызвестный Андрей Кураев, о котором я расскажу отдельно попозже (решил потом еще пост написать о ключевых фигурах современной Русской Православной Церкви).

Протодиакон Андрей Кураев в облачении

Аналогичная фигура в монастыре называется архидиакон . Это старший над иеродиаконами и главный помощник игумена (настоятеля монастыря). Это очень высокий сан для монаха и получит его можно не менее чем за 40 лет беспорочной службы указом Святейшего Патриарха. К таким монахам можно (и даже, наверное, нужно) обращаться «Ваше Высокопреподобие».

Но есть еще и так называемый Патриарший архидиакон , то есть диакон (или что гораздо чаще протодиакон ), служащий при Святейшем Патриархе. Он относится к белому духовенству, несмотря на свое название. В данный момент Патриаршим архидиаконом является заслуженный и уважаемый человек, участник ВОВ Андрей Лазаревич Мазур. О нем я также упомяну в посте о персоналиях РПЦ.

Патриарший архидиакон Андрей Мазур

Чуть-чуть предлагаю остановиться на головных уборах. Думаю, не раз вы наблюдали на службе, что помощники священников и епископов о коих, надеюсь, после прочтения моих скромных трудов, вы уже имеете некоторое представление, надевают особые головные уборы в виде цилиндра. Так вот этот головной убор называется камилавка . И если иеродиакон носит его во время богослужения и это самый головной убор всегда черного цвета, то вот представителям «белого духовенства» - диаконам и протодиаконам камилавка даруется как иерархическая награда, причем чаще всего фиолетового цвета (реже другого), но только не черного. Камилавка надевается по особым случаям, и порядок ее ношения урегулирован не хуже армейского устава. Для диакона существует 3 вида иерархических наград. Сначала - двойной орарь, затем сан протодиакона и наконец, фиолетовая камилавка.


Камилавка

Под конец я решил упомянуть еще и титул, который не относится к священнослужителям, но очень близок к этому. Это иподиакон (или подьячий). Это церковнослужитель, но помогающий непосредственно епископу (архиерею) во время священнодействий, над которым епископ произвел особый обряд - хиротесию (мы с вами о ней говорили). Этакий укороченный вариант хиротонии , совершенный не в алтаре, а в самом храме и при котором служитель церкви не получает дара священства.
Иподиакона можно узнать по особым образом надетому орарю - он надевается крестообразно через оба плеча. Часто из иподиаконов переходят в диаконы .


Иподиакон

Вот, собственно говоря, все, что я хотел рассказать о первой степени священства РПЦ. Надеюсь, не утомил Вас.
Продолжение следует на следующей неделе….
Приятного времени суток!

os - уста; также от греческого греч. ωρα - время ) - в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани . В Православных Церквях орарь носят не только диаконы, но протодиаконы , а также соответствующие им в черном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы соответственно.

История и символическое значение

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания .

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу , готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя .

Облачение в орарь

Первое облачение в орарь происходит во время хиротессии (посвящения) во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь , они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением , затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

Иподиаконы в орарях

Иподиакон надевает орарь крестовидно, в знак того, что он не имеет благодатных дарований священнослужителя. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы «Отче наш ». Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на пояснице, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.

Двойной орарь

В Русской православной церкви диакон после пяти лет служения (хотя по усмотрению архиерея можно и раньше) получает первую награду - право ношения двойного ораря: двух орарей, из которых один надет, как у диакона, а второй спускается от левого плеча к правому бедру и соединяется концами. Таким образом, в Русской Православной Церкви известны две разновидности двойного ораря: в одной угол ораря под правым плечом представляет собой латинскую букву V, а в другой, встречающейся реже, концы помянутых двух орарей сшиты внахлест. Архидиакон и протодиакон носят протодиаконский орарь, отличающийся от двойного ораря наличием на ораре девяти (а не семи, как на простом и двойном орарях) крестов и ангельских слов «Свят, свят, свят » и богатой вышивкой.

В Поместных православных Церквях греческой традиции ношение двойного ораря является привилегией всех диаконов. Причем здесь двойной орарь представляет собой просто прямую ленту.

В Армянской апостольской церкви практики ношения двойного ораря нет.

Примечания

Литература

  • Прот. Серафим Слободской . Закон Божий для семьи и школы.

Ссылки

  • Сведения о диаконском облачении и в частности об ораре (фото)
  • Иерархические награды Русской Православной Церкви (о двойном ораре)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Орарь" в других словарях:

    - (греч.). Узкая длинная полоса с крестами, часть облачения диакона, которую он возлагает на левое плечо во время богослужения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРАРЬ новогреч. horarion, от лат.… … Словарь иностранных слов русского языка - (греч. orarion) длинная (2,5 4 м), как правило, шелковая орнаментированная (тканый или вышитый мотив креста) лента символ смирения и чистоты помыслов, которую носят во время христианского богослужения на левом плече дьяконы и перепоясанной… … Большой Энциклопедический словарь

    ОРАРЬ, ораря, муж. (греч. orarion) (церк.). Часть дьяконского облачения в виде длинной ленты, перекидываемой через плечо. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - (vrarion) принадлежность облачения иподиакона, диакона иархидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно черезплечи, второй на левом плече, а за литургией, после Отче наш третийкрестообразно опоясуется на левом плече, имея… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Орарь - принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная узкая лента. Диакон носит орарь на левом плече, при этом один конец спускается на грудь, другой на спину. Архидиакон и протодиакон носят двойной орарь – два ораря, из… … Православие. Словарь-справочник

    М. часть облачения дьякона, состоящая из узкой ленты через левое плечо. Орарь символизирует крыло ангела, с помощью его дается знак к началу богослужения; др. русск. урарь – то же (Новгор. кормч. под 1280 г.; см. Соболевский, Лекции 142), орарь… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Орарь - часть богослужебного облачения иподьякона и дьякона. Представляет собой узкую длинную ленту. Дьякону положено носить его на левом плече, при этом один конец должен быть опущен на спину, а другой – на грудь. У протодьякона и архидьякона имеется … Православная энциклопедия


Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
(ОБЛАЧЕНИЕ ИЕРОДИАКОНА, ДЬЯКОНА, ДИАКОНСКОЕ, ДЬЯКОНСКОЕ)

Облачение дьякона (иеродиакона ) состоит из подрясника , поручей , стихаря и ораря .

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона ) с вышивкой .

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы . Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей . По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием . Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение , для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником , поверх которого надеваются прочие ризы . Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос , и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа , а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба , туника . Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий - alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. - орарий ) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона . В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов , а также соответствующих им в черном духовенстве - иеродиаконов и архидиаконов . Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения . В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников .

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю .

ОБЛАЧЕНИЕ В ОРАРЬ

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь . После облачения новопосвященного в стихарь , другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем . При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь , которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. - «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи ) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона .

ДВОЙНОЙ ОРАРЬ

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду - право ношения двойного ораря . Один из двух орарей надет, как обычно у диакона , а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь , который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях , крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона , диакона, иеродиакона , иподиакона, протодиакона, архидиакона ) с вышивкой , включая стихарь , орарь , поручи.

Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

Просмотров