Предложения о совместной работе доу и школы. План совместной работы доу и школы материал на тему. Привлекательными чертами взаимодействия детский сад - школа на основе социально-педагогического партнёрства как механизма реализации преемственности являются

Лина Ширтанова
План совместной работы школы и ДОУ

Цель : формирование учебно-познавательной мотивации обучения в школе .

Задачи :

Обеспечивать полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе;

Развивать взаимодействие ДОУ с образовательным учреждением в целях выработки единой линии развития качества дошкольного и школьного образования города Чебоксары

Формировать у старших дошкольников основы умения учиться;

Создавать условия для возникновения у детей интереса к обучению в школе ;

Создавать условия для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения ;

Способствовать физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья;

Обеспечивать сотрудничество педагогов и родителей.

Принципы взаимодействия :

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения поставленных задач;

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

Развитие коммуникативности как одного из важнейших направлений социального развития.

№ Мероприятие Сроки Ответственный

Методическая работа

1 Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе сентябрь ст . воспитатель

уч. нач. классов

2 Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в начальной школе Концепции Образовательной системы «Школа -2100 » сентябрь воспитатели

3 Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе сентябрь уч . нач. классов

5 Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе :

Цель : знакомство с уровнем полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей детей дошкольной группы .

Воспитатели,

уч. нач. классов

6 Педагогическое совещание в дошкольной группе .

Вопросы для обсуждения :

роль дидактических игр в обучении дошкольников ;

творческое развитие детей на занятиях по аппликации, лепке, конструированию, музыкальных занятиях;

итоги воспитательно-образовательной работы в дошкольной группе . май воспитатели,

учитель начальных классов

7 Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению май старший воспитатель

8 Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению » сентябрь воспитатели, учителя нач. классов

Работа с родителями

1 Круглый стол «Педагогика сотрудничества : педагог-ребенок-родители» ноябрь воспитатели, учителя нач. классов

2 Оформление стенда в группах ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» декабрь воспитатели

уч. нач. классов

4 Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником» . Январь воспитатели, учителя нач. классов

5 Нетрадиционные формы работы с родителями .

6 Наглядная Информация «Как помочь ребенку подготовиться к школе » ; март Воспитатели, учителя начальных классов

7 Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу - важное событие в жизни детей». апрель воспитатели, учителя нач. классов

8 «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе ». апрель учителя нач. классов

9 Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе . май воспитатели

10 Выставки детских работ в течение года воспитатели

Работа с детьми

1 Экскурсии детей в школу :

знакомство со зданием школы ;

знакомство с кабинетом (классом) ;

знакомство со школьной мастерской ;

знакомство со физкультурным залом;

знакомство со школьной библиотекой . в течение года воспитатели, учителя нач. классов

2 Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста февраль воспитатели

3 Работа «Школы будущего первоклассника» Сентябрь -апрель учителя нач. классов

4 Выпускной балл «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа !» май воспитатели, музыкальный руководитель

Татьяна Жилеева
План работы по преемственности между ДОУ и школы

Цель :

обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Одной из приоритетных задач ФГОС дошкольного образования является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) .

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы , где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка. Также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Организация работы по преемственности с начальной ступенью школы осуществляется по трем основным направлениям :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами структурного подразделения и школы );

- работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

- работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Задачи :

1. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей, широкой общественности по разъяснению целей воспитания, обучения и подготовки к школе .

2. Усовершенствование форм организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .

3. Развитие ведущей деятельности каждого периода детства :

Игровой – в дошкольном ;

Учебной – в младшем школьном возрасте .

Это важнейший фактор психического и личностного развития ребенка, безболезненной адаптации к последующей ступени образования.

Создание системы непрерывного обучения, обеспечивающее эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на данных ступенях образования.

Преемственность между дошкольным учреждением и начальной школой осуществляется по следующим направлениям.

1. Согласованность целей на дошкольном и начальном школьном уровнях . Образовательный процесс подчинен становлению личности ребенка (развитию его компетентностей) . Способствует развитию у ребенка следующих качеств : креативности, интеллектуальности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки.

2. Координация программ дошкольного и начального общего образования для обеспечения высокого качества преемственности в соответствии с ФГОС;

3. Формирование социальной успешности у детей с недостатками в физическом и психическом развитии, а также у детей из неблагополучных семей;

4. Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС;

5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках преемственности предшкольного и начального образования;

6. Усовершенствование формы организации и методов обучения, как в дошкольном учреждении , так и в начальной школе .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного начального общего ) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности . При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др., в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7г.

Полноценное развитие ребенка от данной ступени образования к последующей возможно только при соблюдении непрерывности всех ступеней образования.

Совместные задачи детского сада и школы по реализации плана :

1. Объединить усилия учителей начальной школы и воспитателей детского сада по созданию условий для успешного обучения в первом классе.

2. Совершенствовать работу воспитателей по развитию у дошкольников интеллектуальных умений, необходимых для успешного обучения в начальной школе :

3. Направить усилия воспитателей на выработку у дошкольников самостоятельности , ответственности и активности в выполнении заданий и поручений взрослых, навыков работы в парах , группах; умения следовать предложенному алгоритму действий.

4. Способствовать поддержке и развитию творческой инициативы и способностей дошкольников к творческой деятельности.

5. Учителю начальной школы изучить индивидуальные особенности дошкольников и систему проведения учебных занятий воспитателями подготовительной группы детского сада.

6. Проводить совместные внеклассные мероприятия учащихся начальной школы и воспитанников детского сада для более успешной их адаптации в первом классе.

Сентябрь

1. Составление совместного плана работы , и его согласование с администрацией школы Администрация школы , ст. воспитатель, воспитатели подготов. группы

Ст. воспитатель Сентябрь

2. Проведение праздника – Дня Знаний для детей старшей и подготовительной групп Муз. руководитель,

воспитатели групп Муз. руководитель,

воспитатели групп Сентябрь

3. Посещение торжественной линейки в школе 1 сентября воспитатели подготов. группы

Сентябрь

4. Беседа с детьми на тему :

«Школа – это интересно » Сентябрь

5. Информация на сайте школы «Приём в 1-ый класс» (о начале приёма в 1-ый класс, правила приема, образовательные программы Администрация школы Администрация школы сентябрь , далее в течение года

6. Оформление наглядных материалов для родителей :

«Возрастные особенности психического развития детей 6-7 лет» , учителя начальных классов, родители Воспитатели подготовительной группы, учителя начальных классов Сентябрь, далее в течение года

7. Организация предметно - пространственной среды для сюжетно-ролевой игры «Школа » .

Воспитатели подготовительной группы Воспитатели подготовительной группы Сентябрь, далее в течении года

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Диагностика промежуточных результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы » Н. Е. Вераксы Воспитатели

Воспитатели

подготовительной группы

2. Экскурсия с детьми «Дорога в школу »

(к зданию школы ) Ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

3. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребёнка к обучению в школе «Готов ли ваш ребенок к школе

родители

воспитатели подготов. группы

4. Консультация для воспитателей «Воспитание у детей подготовительной группы положительного отношения к школе » Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Ст. воспитатель Октябрь

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Изучение воспитателями программы 1 класса, изучение учителями начальной школы основной общеобразовательной программы ДОУ

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

2. Чтение и рассказывание стихов о школе Воспитатели , воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

3. Экскурсии по школе . Знакомство со школой (классы, спортивный зал, библиотека) Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

4. Консультация для родителей будущих первоклассников «Готовим руку к письму» Воспитатели, подготовительной группы,

родители

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Рассматривание картин, иллюстраций отражающих школьную жизнь Воспитатели , воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

2. Сюжетно- ролевая игра «Скоро в школу .

Анализ деятельности воспитателя в ходе сюжетно-ролевой игры «Скоро в школу »

Ст. воспитатель,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

3. Посещение уроков в 1 - м классе воспитателями ДОУ по темам :

Использование развивающих игр в обучении математике;

Использование элементов развивающего обучения на уроках. Администрация школы ,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

родителей :

«Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению »

Воспитатели, подготовительной группы,

родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Компьютерная презентация для детей подготовительной группы «Знакомство со школой » Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

2. Рассматривание школьных принадлежностей и дидактическая игра «Собери портфель» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Воспитатели подготовительной группы

3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

воспитатели подготовительной группы

4. Посещение занятий в подготовительной группе учителями школы по темам :

Организация и проведение НОД по обучению грамоте, по математике;

Учителя начальных классов,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Январь

5. Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ :

«Общие понимания и требования готовности ребенка к школе »

Учителя начальных классов,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Январь

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Экскурсия в школьную библиотеку (знакомство с книгами, профессией библиотекаря) Воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Февраль

2. Конкурс детских рисунков «Я – будущий ученик» Воспитатели, воспитанники подготовительной группы,

родители

Воспитатели подготовительной группы

3. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Постройка снежных сооружений

Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

воспитатели подготовительной группы

4. Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ » Учителя начальных классов,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Февраль

5. Консультация для родителей будущих первоклассников :

«Как правильно организовать свободное время ребёнка» Воспитатели подготовительной группы, родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Приглашение первоклассников в ДОУ

Воспитатели, воспитанники подготовительной группы, первоклассники

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Март

2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

Весенний трудовой десант Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Март

3. Консультация для родителей будущих первоклассников :

«Первые трудности или как проходит адаптация детей к школе » Воспитатели подготовительной группы, родители

Воспитатели подготовительной группы

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Беседа с детьми о профессии учителя (с приглашением учителя нач. классов) Учитель начальных классов,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы,

Администрация школы ,

ст. воспитатель, воспитатели подготовительной группы Апрель

2. Оказание школьной шефской помощи ДОУ :

По благоустройству территории ДОУ Администрация, учащиеся школы ,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы

Администрация школы ,

ст. воспитатель Апрель

3. Диагностика итоговых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы »

Воспитатели подготовительной группы

4. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

«Наша школа : традиции, перспективы»

Администрация школы ,

родители Администрация школы Апрель

Мероприятие Участники Ответственный Сроки исполнения

1. Своевременный медицинский осмотр детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья и уровне физического развития воспитанников подготовительной группы. Мед. сестра,

родители Мед. сестра В течении года, май

2. Анкетирование родителей

«Насколько вы готовы быть родителем школьника ? Воспитатели подготовительной группы,

родители Воспитатели подготовительной группы

3. Организация тематической творческой выставки : “Вот что я умею!” Учителя начальных классов, первоклассники,

воспитатели, воспитанники

подготовительной группы,

родители

Учителя начальных классов,

воспитатели подготовительной группы

4. Оформление наглядных материалов для родителей :

«Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе » Воспитатели подготовительной группы,

учителя начальных классов,

родители Воспитатели подготовительной группы,

учителя начальных классов

5. Итоговое совещание. Представление отчета по реализации плана по преемственности Администрация школы ,

заведующий,

ст. воспитатель,

воспитатели подготовительной группы Администрация школы ,

заведующий,

ст. воспитатель

6. Участие первоклассников в празднике «До свидания, детский сад!»

Первоклассники,

воспитатели, воспитанники подготовительной группы Администрация школы ,

План совместной деятельности

МОБУ СОШ №38и МБ ДОУ д/с №100

на 2014-2015 учебный год

п/п

Сроки реали-зации

Мероприятие

Участники

Ответственные

Организационные вопросы

август

Заключение договора о сотрудничестве между ДОУ и школой, утверждение плана работы на год.

МОБУСОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Администрация ОУ

Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей МОБУ СОШ №38

октябрь

Отслеживание адаптации первоклассников педагогом-психологом ДОУ.

Выпускники подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

октябрь

Посещение уроков в первых классах воспитателями подготовительных групп.

Воспитатели подготовительных групп

ноябрь

Совместный семинар воспитателей подготовительных групп, педагогов-психологов « Сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности ребенка при переходе из детского сада в начальную школу»

Воспитатели подготовительных групп ДОУ, педагог-психолог

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., учителя первых классов, педагог-психолог

ноябрь

Родительское собрание в ДОУ для родителей подготовительных групп «Адаптация детей к школе».

Родители детей подготовительных групп ДОУ, психолог МОБУ СОШ №38

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

апрель

Посещение занятий в ДОУ учителями начальных классов. Обмен опытом работы.

Учителя начальных классов

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

май

Семинар «Реализация преемственности между ДОУ и УО». Анализ работы по преемственности за 2014-2015 учебный год.

Учителя начальных классов, воспитатели подготовительных групп

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

Планирование мероприятий с детьми

сентябрь

МОБУ СОШ №38 и МБДОУ д/с №100

Зам. директора по УВР Кравцова Н.П.,

сентябрь

10.

март

День открытых дверей «Организация образовательного процесса в начальной школе».

Родители воспитанников подготовительных групп

11.

апрель

Проведение совместного мероприятия с отрядом ЮИД «Азбука дорожной безопасности».

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководитель ЮИД Подпорина А.В., старший воспитатель Белая С.Г.

12.

1 раз в квартал

Показ в детском саду театрализованных представлений силами школьников.

Учащиеся МОБУ СОШ №38

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., руководители театральных кружков (ВД) Елова Е.В., Никоненко Л.Г., Чернобай О.Ю.

13.

декабрь

Фотовыставка «Мы – будущие первоклассники» («Мир детства»).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

14.

январь

Организация в детском саду часа чтения и выставки детских книг учащимися МОБУ СОШ №38 в рамках мероприятия «Старшие – младшим» (читаем А.П.Чехова).

Учащиеся старших классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

15.

март ( 22, 23 )

Соревнование «Веселые старты» для первоклассников в МБДОУ д/с №100.

Учащиеся первых классов, воспитанники подготовительных групп ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г., инструктор по ФК Ткаченко Ю.М.

16.

апрель

Экскурсия в МОБУ СОШ «Введение в школьную жизнь» (путешествие по школьным станциям). Знакомство со школьной библиотекой, спортивным залом, столовой.

Воспитанники подготовительных групп

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

17.

май

Выставка рисунков «Вспоминая детство»

Учащиеся МОБУ СОШ, бывшие выпускники ДОУ

Зам.директора по УВР Кравцова Н.П., старший воспитатель Белая С.Г.

Модернизация системы российского образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является пункт 1.6. в общем положении Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2014 года. Стандарт направлен на решение одной из следующих задач: обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

Дошкольное воспитание – первое звено единой системы народного образования. Поступление выпускников дошкольного образовательного учреждения в начальную школу происходит в процессе приспособления детей к новым условиям, которое осуществляется на основе формирования готовности детей к обучению в школе. Процесс адаптации выпускников в школе многоаспектен и включает приспособление к режиму работы школы, школьному и ученическому коллективу, организационным формам обучения и воспитания, традициям и ценностям начальной школы.

Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Зачастую такой процесс чувствителен и болезненен для участников, в первую очередь для самого ребенка. Об этом свидетельствует ежегодное ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников: в школах до 70 % детей с симптомами дезадаптации.

Методические вопросы преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в исследованиях Р.А. Должикова, Е.А. Конобеева, Е.Э. Кочурова, И.А. Попова.

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе, начиная с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием.

Поэтому целью данной проблемы стала необходимость установить взаимосвязь между смежными звеньями преемственности в системе образования для успешной адаптации детей.

Следовательно, преемственность дошкольного учреждения и школы предусматривает задачи:

1. Подготовить детей в школу с высоким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.

2. Развивать знания, умения, качества детей, которые уже приобретены дошкольниками.

3. Активно использовать полученные знания, умения и навыки для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

С целью успешной адаптации детей работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в первом классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому обучению.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятие как форма обучения в детском саду предшествует уроку в школе.

Одним из интегральных показателей деятельности дошкольного образовательного учреждения является формирование готовности детей к обучению в школе. Этот показатель отражает качество работы педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и различных педагогов-специалистов.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность к учению ребенка в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив.

Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

При поступлении в начальную школу происходят кардинальные изменения в статусе, образе жизни и деятельности детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения. Доброжелательно-демократичный стиль общения сменяется урочно-официальным и авторитарным. Начинается трудный, болезненный процесс приспособления ребенка к новым условиям обучения и воспитания в начальной школе – адаптация, которая продолжается в среднем 3–6 месяцев. В этот период и последующие 1–1,5 года особенно важно и необходимо осуществление преемственности в содержании образования, формах, методах, технологиях ДОУ и начальной школы.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:

1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности.

2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах.

3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов.

Проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.

4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.

5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», «Спортивных праздников», «Открытых уроков и физкультурных занятий с приглашением родителей» и др. Применение технологий закаливания в ДОУ.

Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, психологические тренинги, онлайн-встречи, «создание единого портрета выпускника дошкольного образовательного учреждения» и другие.

В результате таких контактов педагогов дошкольных учреждений и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

Из опыта работы:

В нашем дошкольном образовательном учреждении проводятся следующие формы осуществления преемственности:

1. Периодически дети совершают экскурсию в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей.

2. За год до поступления детей администрация школы определяет учителя, к которому они придут 1-го сентября. В течение учебного года учитель посещает режимные моменты образовательного процесса. Он наблюдает за детьми, общается с ними.

3. Посещение воспитателем и учителем начальных классов открытых уроков и занятий друг у друга.

4. Проводятся индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.

5. Планируется проведение совместного спортивного развлечения с первоклассниками и детьми подготовительной группы.

Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения и воспитания детей, является их атрибутом. Исходя из особенностей и природы изучаемого явления, определена цель осуществления преемственности – создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу.

План совместной работы ДОУ и начальной школы

Вид деятельности

Форма проведения

Сроки

Ответственные

Отметка о проведении

Совместные педагогические мероприятия

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка»

ктябрь

завуч школы

Совместные культурные мероприятия

Концерт учеников школы и воспитанников детского сада (на базе детского сада)

«Академия художеств» (выставка рисунков и поделок ручного труда школьников-выпускников ДОУ и воспитанников детского сада)

Курирование выпускников ДОУ в школе (беседы с учителями о каждом выпускнике ДОУ, обсуждение творческого развития, о том, как найти «ключик к каждому»)

март

январь

ноябрь-январь

муз. руководитель ДОУ

ст. воспитатель ДОУ

ст. воспитатель

Взаимопосещения

Учителями занятий в подготовительной к школе группе, старшей группе по математике, подготовке к обучению грамоте

Воспитателями уроков в 1-х классах

Семинар-практикум (круглый стол) «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и занятий в детском саду»

октябрь, февраль

ноябрь, март

март

завуч школы,

ст. воспитатель

ст. воспитатель, завуч школы

ст. воспитатель, завуч школы

Забота о здоровье

«День здоровья»

Оформление карт здоровья на каждого ребёнка выпускника детского сада

март

к апрелю

воспитатели ДОУ

Работа с детьми

Сделать подборку книг о школе. Оформить уголки книг «Читаем сами»

Беседы с детьми: «Если ты останешься дома один» (основы безопасности), «Зачем учиться в школе»

Оформить уголки для игр в школу в группах

Провести диагностику психологической и социальной готовности к школе.

к апрелю

январь

ноябрь

март-апрель

воспитатели старших групп

воспитатели старших групп

воспитатели ДОУ

ст. воспитатель

Работа с родителями

Семинар-практикум «Самочувствие семьи в преддверии школьной жизни»

Консультации: «Критерии готовности ребёнка к школьному обучению»

- «Портрет будущего первоклассника»

Родительское собрание для детей старшей, средней группы «В школу с 6-ти лет. За и против»

- «Презентация школы»

январь

октябрь

ноябрь

март

апрель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель

ст. воспитатель, школьный психолог

завуч школы



Работа школы и дошкольного учреждения предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирование у детей интереса к занятиям и учебной деятельности. На начальном этапе работы по преемственности методическая служба нашего округа организовывала семинары и «круглые столы» для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, но они носили больше формальный характер. На мероприятия приходили единицы заинтересованных педагогов, и, как правило, конструктивного диалога не получалось.
Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования. Сегодня можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась.
Мы разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном. Нынче в 37 средних общеобразовательных школах открыто 67 дошкольных групп, что позволило педагогам создать единое образовательное пространство и реализовать непрерывность в развитии и образовании детей. Традиционными стали и дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что очень помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогами; созданы рабочие группы, цель которых - разработать подробные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.
Детские сады и школы сегодня пересматривают свою работу в направлении преемственности. Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, «круглых столов», мастер-классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей и не ущемлять их право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.
Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы детского сада и школы - организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях. Например, в школах проводятся такие праздники, посвященные началу учебного года, как «Прощание с букварем», «Книжкина неделя». В свою очередь в детском саду много интересных мероприятий, в которых учителя школы принимают самое активное участие, - Прощание с детским садом, День дошкольного работника, День защиты детей.
Для воспитанников детских садов и учеников начальной школы организуются совместные акции «Школьные музеи - дошкольникам», «Новогоднее чудо»; совместные выставки детского творчества «На планете голубой завтра жить и нам с тобой», «Мир глазами ребенка». Активное участие наши воспитанники и ученики начальной школы приняли в фестивале «Научно-техническое творчество и молодежные инициативы». Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.
Однако серьезной проблемой остается проблема завышенных требований к готовности ребенка к школьному обучению. При поступлении в некоторые школы требуется, чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и знал многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей. Хорошим у родителей считается детский сад, из которого дети переходят в «элитную» школу, в связи с этим воспитатели выстраивают образовательный процесс в «школьной логике»: игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Эти проблемы будут серьезно рассматриваться в новом учебном году на заседании рабочей группы по осуществлению преемственности, которая была создана в прошлом учебном году по инициативе Департамента образования.
Руководитель Департамента образования Ольга Ларионова утвердила план работы по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования на 2010-2011 учебный год, который поможет дошкольным учреждениям и начальной школе выстривать работу в этом направлении совместно и системно, а не от случая к случаю.
Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой необходимо планомерное и поэтапное выполнение некоторых шагов.
Окружные методические центры должны:
- разработать проект совместной деятельности между структурами дошкольного и начального образования в данном направлении;
- провести ряд интересных, ярких совместных тематических мероприятий разной направленности для педагогов и родителей учреждений дошкольного и начального звена;
- создать окружную рабочую группу из педагогов и специалистов дошкольных учреждений и начальной школы.
ДОУ и СОШ необходимо:
не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой;
составить план совместной деятельности учреждений;
регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;
осуществлять взаимное посещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;
проводить совместные заседания специалистов детского сада и школы;
планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению.
Уверена, что только заинтересованность школы, ДОУ и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Елена КИКТЕНКО, методист окружного методического центра ЦАО

План работы по реализации преемственности дошкольного и начального общего образования на 2010-2011 учебный год

Просмотров