Появление Луки в ночлежке ¦ (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне»). М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе На дне как лука оказался в ночлежке

В знаменитой пьесе "На дне" М. Горькому все таки удалось соединить символику и быт того общества, а также истинные философские понятия и людские черты характера. Основные действующие герои рукописи - опустившиеся люди, которые были поставлены в крайне грубые и ужасные условия. Все действующие персонажи - жалкие и очень убогие создания, которые живут в грязной дыре, они одеты в лохмотья, сильно больны, часто недоедают. Когда у них появляются деньги, то в ночлежке зачастую устраиваются праздники. Кроме того, ссоры, скандалы и интриги, происходящие между этими людьми - явление постоянное и неотъемлемое. Таким образом, герои пьесы пытаются заглушить в себе боль, которая становится невыносимой, они стараются забыться и не вспоминать о том ужасном положении, в котором им приходится находится, кстати, по собственной же вине. Но жизнь героев произведения на время координально меняется, и связано это изменение с появлением неоднозначного человека - странника Луки. Интересно кто же такой этот Лука? И почему же его появление так отразилось на всех героях этой пьесы "На дне?"

М. Горький дает своему персонажу неоднозначное имя евангелиста, которое говорит нам о порядочном и честном отношении автора к своему персонажу и как показывает творчество писателя . Вторая же сторона критики показывает точку зрения в которой указано, что имя персонажа было выбрано не случайно, потому что оно происходит от распространенного слова "лукавый".

Итак, появление Луки - завязка пьесы, о которой так хорошо пишут Русские писатели . До этого момента все обитатели ночлежки даже ни разу не задумались, у каждого свои потаенные мысли и неосуществимые мечты, для реализации которых они ничего не предпринимают. Так, например, падшая девушка Настя просто не может жить без мысли о настоящей любви, дерзкая торговка Квашня хвастается мнимой свободой. Каждый герой пытается унизить своего сожителя и нанести ему удар по самому живому месту. Именно в такой обстановке и появляется загадочный Лука. Примечательно также, что этот персонаж появляется в месте, которое не имеет достаточного количества света, оно как бы пронизано душной и грязной атмосферой, оттуда хочется бежать и никогда не возвращаться, но тем не менее Лука остается здесь и завязывает общение с жителями ночлежки. Для начала стоит обратить внимание на личность странника, а также на его поведение. Вид у старца самый обыкновенный, герои и читатели также практически сразу же понимают, что этот человек - странник. Это можно узнать по некоторым деталям его имиджа: "С палкой в руке, с котомкой за плечами..." Это все крайне помогает Луке и он начинает вить нити отношений с героями ночлежки. Он как будто бы пытается втереться в доверие к этим несчастным людям, не оскорбляя и непереча им. Лука в процессе общения использует только ласковые и добрые слова, которые действуют на персонажей, словно бальзам на душу. Пожалуй, никто из них давно не слышал, а тем более не употреблял таких выражений. Лука не лезет в душу постояльцев ночлежки, он старается присмотреться, притереться, а также со всеми соглашается и не делает поспешных выводов. Таким образом, пожалуй, многие персонажи, а также и читатели начинают питать симпатию к этому новому человеку и хотят узнать побольше о личности этого странника.

Но откуда же появился Лука - этот вопрос не дает покоя некоторым обитателям ночлежки. Мы же, в свою очередь, только лишь догадываемся о крестьянском происхождении этого человека. Также мы знаем, что Лука очень много повидал в своей жизни, много горя и утрат выпало на его долю. Об этом мы узнаем из его высказывания: "Мяли много, оттого и мягок". Кроме того, Лука без труда может определить сущность человеческой натуры. Например, пьяному сапожнику Алешке странник говорит: "Запутался ты...", а Василисе делает точную характеристику ее внутренней личности: "Ах, и неласкова ты, мать..." Итак, сопоставив все сведения, можно с уверенностью сказать о том, что появление странника Луки в пьесе отнюдь не случайно. Чего же еще необходимо истерзанной и измученной душе, которая не ведает чувства покоя? Конечно же, немного добра, сочувствия, а также веры в прекрасное будущее. Даже самого последнему неудачнику и пропащему человеку хочется, чтобы его кто-либо ободрил, пригрел, наконец, протянул руку помощи. Именно за этим и поэтому пришел в ночлежку странник Лука.

Главная сцена появления хитрого и очень обоятельного Луки в пьесе носит стиль и определенную художественную нотку. Важно и необходимо отметить особенность речь которую произносят персонажи как они это делают. Ведь именно в них особенностей отражается судьба, происхождение, культурное представление героев произведения. Например, когда Василиса просит принести Луку "пачпорт", то сам Лука произносит это слова также. А вот Барон, напротив, требует от Луки, чтобы тот показал ему свой паспорт. М. горький мастерски вводит подобную игру слов и умело вводит эти слова в речь персонажей. Стоит отметить, что речь Луки зачастую носит афористический характер, то есть странник в буквальном смысле говорит истину, которая, к сожалению, доступна немногим. Вот, например, следующие изречения Луки: "Где тепло - там и родина", ".. ни одна блоха не плоха; все - черненькие, все - прыгают.." Конечно же, данный эпизод играет очень важную роль в контексте всего произведения. С появлением таинственного странника Луки у обитателей произведения появилась вера в светлую жизнь. Лука дал им своеобразную точку отсчета, вокруг которой каждый герой построил свой идеальный мир. Странник как будто бы говорит своим сожителям, что, если ты не можешь жить в настоящем мире, то создай свой собственный, в котором будешь чувствовать себя привольно. Например, Лука дал понять умирающей Анне, что существует новый мир, который называется раем, что там очень хорошо и спокойно, там она будет чувствовать себя спокойно. Анна верит ему и умирает со спокойной душой. Таким образом, лука старается "разбудить" все хорошие и светлые чувства, которые еще, наверное, остались в душах этих опустившихся людей.

Примечателен и тот факт, который трактует образ Луки как яркий "луч света.. в темном царстве", но это было ошибочным мнением, потому что впоследствии трактовку образа Луки восприняли как "ложь во спасении". В связи с этим мнением хочется узнать: Появление Луки все-таки навредило или помогло обитателям ночлежки? Пожалуй, что все-таки появление странника помогла этим несчастным людям. Он был призван для того, чтобы пожалеть и приласкать этих людей, когда они стали никому ненужными и отвергнутыми асоциальными личностями. Но Лука ни в коем случае не побрезговал ими, не проявил к ним отвращение, а помог этим людям в какой-то степени. Лука, наконец, возрождает веру, которая была давным-давно потеряна. Так или иначе этот загадочный странник помог каждому обитателю, который стоял на пороге жизни и смерти. Нет вины в том, что благим намерениям Луки не суждено было сбыться. Он говорил от чистого сердца, искренне и готов был помочь всем. В заключении хочется сказать, что сцена появления загадочного странника Луки - это знак свыше. Если бы он не пришел в эту богом забытую ночлежку, то все могло бы закончится гораздо хуже: эти опустившиеся люди никогда бы не узнали, что в мире есть доброе слово, что кто-то может им помочь, что существуют еще те люди, которые готовы поддержать и приободрить.

К сожалению, в настоящее время таких "странников" становится все меньше и меньше, сейчас к асоциальным людям боятся приблизиться, потому что считают их заразными, агрессивными и так далее, но, может быть, если бы нашелся среди нас такой Лука, то все бы изменилось к лучшему и среди нас не было бы "заброшенных и забытых" людей, которые никому не нужны. Пусть их минуты будут читаны, но мы же можем сделать их счастливее и заставить поверить их в светлое будущее, не так ли?

Что можно заметить уже в афише? У хозяев ночлежки – фамилия, имя и отчество, а у ночлежников чаще всего – либо фамилия (Сатин, Бубнов), либо имя (Анна, Настя), либо клички – потеря имени (Квашня, Актёр, Пепел, Барон). «Бывшие» люди ещё довольно молоды: от 20 (Алёшка) до 45 лет (Бубнов).

В ремарках Горький продолжает традицию Чехова. В описании обстановки 1 акта заложен контраст: «Подвал, похожий на пещеру», все самые мрачные тона, герои «кашляют, возятся, рычат» в нечеловеческих условиях – а в конце: «Начало весны. Утро». Может быть, не всё потеряно? Здесь не животные, а люди, здесь кипят страсти и идёт настоящая жизнь. Интересно, что каждый герой занимается самым характерным для него: Клещ мастерит, Квашня хозяйничает, Настя читает и т.д. В дальнейшем в пьесе ремарки короткие и обычно лишь указывают на действие или состояние героя. В 1 акте всего две паузы: когда Костылёв выспрашивает о своей жене у Клеща и когда Пепел спрашивает у Клеща об Анне (моменты неловкости).

Экспозиция – до появления Луки в середине 1 акта. Здесь намечаются все ведущие темы: прошлое героев, талант, труд, честь и совесть, мечты и грёзы, любовь и смерть, болезни и страдания, попытки вырваться со «дна» (в низменной обстановке говорят и спорят о высоком и вечном). У каждого своя философия, она выражается не только через диалоги, но и через афоризмы. БУБНОВ: 1) Шум смерти не помеха, 2) На что совесть? Я не богатый…, 3) Кто пьян да умён – два угодья в нём. САТИН: 1) Дважды убить нельзя, 2) Надоели… все человеческие слова…, 3) Нет на свете людей лучше воров, 4) Многим деньги легко достаются, да немногие с ними легко расстаются, 5) Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

Каждый из героев постепенно раскрывается, говоря на излюбленную тему. Костылёв всё время говорит либо о жене, которую ревнует, либо о деньгах. Клещ – о своих планах переступить через умирающую жену и «вылезти». Пепел – о совести и снах. Наташа – об умирающей Анне. Сатин – о «новых словах», о труде (говорит больше всех, и в его циничной иронии чувствуется наибольшая безысходность, т.к. он кажется самым умным).

Завязка и начало развития действия – с появления Луки, который говорит прибаутками, присказками, поговорками. Тут же проясняется будущий конфликт между Пеплом и Василисой. Сочувствие Луки, его слова о любви к людям почти сразу разбередили даже таких скептиков, как Бубнов и Барон, успокаивают Настю и Анну. Не случайно 1 акт заканчивается репликой именно Луки: дальнейшее развитие действия во многом будет связано с ним.


Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

А. С. Пушкин

Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» - «Без солнца». Солнце забыло осветить мрачный подвал, похожий на пещеру, где обитают грешники, утратившие своё человеческое достоинство, честь, совесть, надежду, веру. Утратили способность к сочувствию и состраданию. Они не могут найти выход со дна жизни.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Их души исчерпаны до дна – нет в них любви и милосердия, только отчаяние, ожесточение и озлобленность. Кто же поможет им найти в мире дорогу « правде святой», кто навеет им «сон золотой», заставит поверить в себя, возвысит над пошлостью мира?

Завязка действия начинается с появления Луки. Имя этого «странного старичка», странника символично и имеет двоякое значение. С одной стороны, Лука – «свет», с другой – «лукавый», так называют дьявола, склоняющего человека на грехи. Имя «Лука» носит один из апостолов Христа, написавший Евангелие. Лука соблазнил ночлежников надеждой на новую жизнь, но покинул их в самый трудный момент, не укрепив в них веру в себя. С образом Луки связана центральная проблема пьесы: что лучше – истина или сострадание?

Первая реплика Луки: «Доброго здоровья, народ честной!» - говорит о его приветливости и доброжелательности. На слова Буднова: «Был честной, да позапрошлой весной», - Лука отвечает: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…» В этих словах Луки выражено христианское отношение к грешникам: не осуждать, ибо все во грехе. Фраза, обращённая к Наташе: «Где тут, милая, приспособиться мне?» - имеет скрытый смысл. Луке – везде место, «где тепло, там и родина». Он, как толстовский Платон Каратаев, ни к чему в жизни не привязывается сильно, со всем мирится, ко всему может приспособиться. Речь Луки, пересыпанная пословицами и поговорками, тоже напоминает речь «круглого» Платона Каратаева.

В сцене появления Луки лейтмотивными можно считать слова Бубнова, которые он повторяет дважды: «А ниточки – то гнилые…» Эти слова подчёркивают разорванность человеческих связей, разобщённость людей. Песня Луки: «Середь ночи…путь – дорогу не видать…» - имеет глубокий подтекст. «Ночь» - это внутреннее состояние людей «дна». Онисбились с пути и не видят своей дороги. Вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Бесы»:

Сбились мы, пути не видно…

Центральное место в этой сцене занимает разговор о человеке. Глубоко символичны слова Луки о том, что мнение человека о себе и окружающих о нём часто не совпадают и даже бывают противоположными. «Всё слиняло, один голый человек остался», - говорит Бубнов, а Лука обобщает:» Все, значит, равны». «Бывшие люди» равны в своей судьбе, все они оказались на дне, вне общества, но не понимают друг друга, не поддерживают собратьев по несчастью. Лука понимает, что в жизни людей нет порядка и чистоты. Порядок – это гармония, согласие, единение людей. Никто не хочет навести в ночлежке порядок и чистоту, подмести полы. И Лука, вопрошая: «Что с вами будет?» - берёт метлу и начинает мести. Путь из этого ада наверх, в счастливую райсткую жизнь, идёт через чистилище. Люди должны нравственно очиститься, навести порядок в своей душе. Символичен образ Алёшки с его жизненным кредо: «ничего не хочу, ничего не желаю!» и слова полицейского Медведева о нём «Очень любит беспорядок».

Лука один позаботился о больной Анне и помог ей дойти до своей постели. В его словах утверждается ценность человека вообще: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Заканчивается 1 действие самохарактеристикой Луки: «Мяли много, оттого и мягок…»

Страдание очистило душу Луки, сделало её восприимчивой к чужой боли. По словам Сатина, Лука «проквасил сожителей»». «подействовал … как кислота на старую и грязную монету..» Сможет ли Луки вывести бывших людей на новую дорогу? Ответ мы получим, прочитав пьесу до конца.

Просмотров